The Chronicles of Riddick: Талантливый мистер Риддик (обзор)

Обзор предоставленOgl.ru - Игры, Flash игры, Коды к играм

...она родилась в ночь, и, откровенно говоря, волхвы прозевали этот момент: все звезды расхватали другие, более удачливые игры-ровесники, и небо казалось сплошной черной дырой. Оплошность предсказателей исправили представители другой древнейшей профессии - журналисты. Именно они выходили The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, чудесного ребенка с глазами убийцы, и отправили в люди...

Не ждали

Приободренная восхищенной консолидарной (от слова "консоль") прессой, игра расцвела и собралась с силами, чтобы совершить марш-бросок в направлении Большого ПК-театра. Порту удалось, и закрепить, и превзойти успех оригинала. Теперь звериную харизму Риддика повсеместно осмеливаются сравнивать с интеллигентным обаянием Гордона, а плавательные очки зэка размещают в тех же музеях, что и красную рубаху (вот символ неординарности!) Джека, культовый шотган (вот символ верности традициям!) Билли и сакральную монтировку (здесь символ придумайте сами) все того же Гордона.

Очевидно, что "Хроники Риддика" - это новое слово в жанре. Пускай произнесенное вполголоса и на проверку не такое уж новое, зато каким эхом дошедшее до всех и каждого! Стараниями рупоров-журналистов то, что начиналось за упокой, как очередная сомнительная игроизация очередного сомнительного блокбастера, закончилось за здравие. Играждане! На ваших глазах умельцы от журналистики раздувают пламя, которое вот-вот превратится в стихию. Когда дым улетучится, а искусственный огонь погаснет, останется пепел сотворенного кумира, суррогатного культа. Относитесь к новому явлению в индустрии как угодно, но не в коем случае не оставайтесь непричастны. Приобщиться - нужно. Сохранить самообладание и не забыть об осторожности - и подавно.

Потому что самое важное в общении с "Хрониками Риддика" - не потерять головы. У этой игры очень сильный центральный герой (в его тени вырастут многие шутеры ближайших лет, будьте уверены), сценарий, равный написанному Марком Лейдлоу для венценосного Half-life 2, графика уровня - и чуточку выше! - Doom 3, а геймплей: Геймплей "Хроник Риддика" - уверенное перенесение всех измерений жанра action в единую плоскость. Но все эти замечательные вещи - еще не повод воспринимать мерзкого вора Риддика как нового Мессию и начинать очередное летоисчисление от 8 декабря 2004 года.

Давайте рассмотрим "Хроники Риддика", сняв заботливо натянутые на нас глашатаями сенсаций плавательные очки. Рассмотрим как "просто" талантливую, качественную, законченную, условно освобожденную от штампов, а потому дышащую в полную грудь и исключительно свежим воздухом игру. И каждый сделает свой вывод.

В нашу Бухту прилетали корабли...

Насыщенной атмосферой "Хроник Риддика" очень приятно наслаждаться, сбросив непроницаемый скафандр, которым нас душили ленивые девелоперы до выхода Шутеров с Сюжетом. Сама история, которую нам уже пять лет пытается скормить видный сказочник Дэвид Туи (автор обоих одиссей Риддика: Pitch Black и Chronicles), не потрясает, но, как обычно, цепляет деталями, образами, эпизодами. Рецидивист Риддик, последний из великого и гордого племени не могикан, но фурианцев, - мифологема этой странной вселенной. Его характер бросает вызов устоям и способствует раскрепощению Вашей свиньи-копилки. Мрачный, страшный, жестокий, бессердечный, презревший нормы зверь. Не герой. Воплощенный страх, ко встрече с которым Вы подсознательно готовитесь всю свою жизнь. Единственная достойная роль Вина Дизеля, в которой юный бык нашел себя.

Игра соответствует герою. Сюжет одной строкой про бегство подонка из Алькатраца вселенского масштаба под названием Бухта Мясника. Тюрьма, решетки которой скрипят липким страхом, стены пропитаны кровью людей, а на аренах для убийства царит невыносимая жестокость. В этой игре само окружение пытается подавить нас. Чтобы выжить, придется стать зверьми.

Радость узнавания

Странная вещь: в кандалах Butcher Bay мы чувствуем себя гораздо свободнее, чем на марсианской станции Doom 3, туристических зонах отдыха Far Cry или на постсоветских пространствах Half-Life 2. В чем секрет? В том, что Риддик, как и известный герой-освободитель Тома Хэнкса, был собран на заводе из плоти нескольких человек. Тело обезволивающего душегуба из Бухты Мясника - это место встречи таких видных деятелей шутер-бизнеса, как Сэм Фишер, вор Гаррет, морпех Безымянный, Хищник, Дэниел Гарнер и Гордон Фримен.

От Splinter Cell талантливый мистер Риддик перенял фокусы с ночным зрением и акробатику. Thief научил его скрываться в тени и драться. Наследием Doom 3 дышит каждый кадр "Хроник": звездолет оставляет нас на красной планете с раскаленной пылью, графика почти идентична (стопроцентно совпадающие модели персонажей, те же пластиковые текстуры на стенах и густые тени), а в геймплей прокралась возня с ключ-картами и компьютерами. От Aliens vs. Predator здесь весь научно-фантастический флер, тон диалогов и охота на людей. Замечательная забава! Подобно Хищнику, наш рецидивист выслеживает дичь в броне, шлеме и при обязательном автомате с фонариком. Охотник дышит в мрак и не отрывает своих необычных глаз от жертвы. Кульминация игры всегда одинакова - до ужаса настоящая смерть проигравшего и звериное ликование победителя. Дух Painkiller уместно витает в населенных человекоподобными тварями канализациях. Все предсказуемо и зрелищно - троглодиты прут на нас со всех сторон, один выстрел шотгана для этих рахитов несовместим с жизнью, а смерть носит характер fatality - много крови и трэша. Почти все остальное в "Хрониках" случается под присмотром Большого Брата Half-Life. Естественная среда обитания Риддика - вентиляционные шахты. Сюжет сплошь и рядом раскрывается с помощью скриптов и вовлекает игрока моментально. Еще одна параллель между этими играми - ганфайтинг с охранниками. В противостоянии на курках до поры до времени пряталась от хирургов-рецензентов шутерная душа "Хроник Риддика". Схватки с вооруженными не хуже нас неглупыми людьми, уверенно работающими в команде, по напряжению, жестокости и зрелищности сопоставимы с лучшими, самыми породистыми играми жанра.

Вторичная свежесть (фрэш)

В крепких жилах игры стремительно несется кровь свежих идей. В Бухте Мясника не грех провести пятнадцать суток, но нам "дали" лишь пятнадцать часов. За это время вас разучат быстро и без запинок отвечать на вопрос "Что такое шутер?". Потому что шутеры после таких игр преображаются. Границы между жанрами размываются, и никто уже не мешает разработчикам заплывать за буйки. Результат ошеломляет.

Риддик выполняет абсолютно бесполезные, но весьма способствующие погружению квесты. Зэки просят убить, добыть, украсть, вернуть, найти. Общение с заключенными и изучение места лишения свободы - обыкновенные чудеса шведского гейм-дизайна. Конечно, можно пройти мимо и галопом проскакать всю игру за десять часов, но сможете ли Вы потом сказать: "Я был там"? Сюжет ведет к фиксированному хэппи-энду, но Вам то и дело представляется возможность, совсем как былинному герою в русских народных, выбирать, какой дорогой идти. Этим мы обязаны многогранному, почти без шероховатостей, геймплею "Хроник".

Риддик умеет драться - это только подчеркивает его звериный облик. На местных аренах зэки готовы сожрать друг друга, проткнуть отверткой, порезать заточкой, раздробить кастетом. Замешанная на шести кнопках управления и склонная к очень кровавым развязкам файтинговая часть безупречна. Страх перед новыми соперниками на Арене и напряжение поединка выплескиваются чистой жестокостью.

Риддик умеет управлять роботами. Поведение титановых питомцев, как ни смешно звучит, "аутентично". Даже в плавном MechWarrior не было таких ощущений - Вы трясетесь в чреве одного из трех роботов-убийц и неторопливо, под скрип шестеренок и стук стальных копыт, несете смерть в массы.

Риддик оснащен системой стелс, но не чурается ганфайтинга. Геймплей органичен и многообразен - только что Вы дышали в такт жертве, считали секунды до появления патрулей и безжалостно нападали из темноты. Теперь вы добыли транквилизатор, и импровизируете, как ковбой из вестерна. Когда в руках появляется дробовик или станковый пулемет, смысл прятаться исчезает. Иди и уничтожай!

Риддик - настоящий. По дисплею шутера наконец-то прошлись метлой. Прицела посередине нет (у редких экземпляров оружия его заменяет ЛЦУ), счетчика здоровья и брони тоже нет, зато, если оглядеться, можно обнаружить руки, ноги и тело. Если бежать, то можно услышать стук сердца и тяжелое дыхание, если присесть, то в голове что-то начнет пульсировать. Если притронуться к запрограммированному на ДНК автомату, ударит током. Если получить в лицо, бычья шея хрустнет и откинется назад. В результате ощущение физического отождествления себя и героя не покидает ни на секунду.

Оболочка

Если бы не досье на, мы ни за что бы не догадались, что это порт с приставки. Управление изящно, быстрое сохранение работает без сбоев, движок прекрасен. Более того, "Хроники Риддика" и "марсианские хроники" Doom 3 проиллюстрированы, как близнецы. Две разные команды разработчиков, почти не оглядываясь друг на друга, разными путями пришли в одно и то же место. Обе игры используют бамп-мэппинг, мягкие шейдеры, потрясающую светотень, пластиковые текстуры и мрачный техно-стиль. Но "Хроники" не позволяют себе тормозить, а в шутер-богеме это нынче считается чуть ли не дурным тоном. Сердце Риддика бьется уверенно, равномерно. Скорость - до роскошных сорока кадров в секунду на средней машине при максимальных нагрузках на здоровье движка. Заготовленный Кармаку респект безапелляционно переходит к парням из Швеции.

В свое время ребята из Nine Inch Nails выразили готовность написать для Doom 3 живую музыку марсианской базы. Их не поняли. Новомодный прием, пускай и не за авторством NIN, нашел приют в Бухте Мясника. Эмбиент получился страшным, атмосферным. Не будем перечислять все эти скрипы и крики, гулы и шумы. Просто знайте и будьте готовы - ваши уши поверят. А герои, кстати, произносят свои "козырные" реплики голосами хорошо знакомых актеров.

Итого

Риддик не метает бомбу в карету царя (вопрос "кто царь жанра?" мы оставляем открытым), это не его профиль. Но "Хроники" вводят новый стандарт. Раньше нам было достаточно увидеть багги на берегу красивого моря и стать свидетелями какого-нибудь каскадерского скрипта, чтобы восторженно простонать "Как в кино!", отключиться от эмоциональной перегрузки, а очнувшись, пойти и проголосовать рублем. Starbreeze (спасибо ей за это преогромное!) сделала нас чуточку взрослее и научила куда более тонким забавам.

Её "Хроники Риддика" - второй в истории проект после "Бонда. Джеймса Бонда", который идеально вписывается в рамки только-только изобретенного (вернее сказать - выведенного) жанра кино-игр. Абсолютно новый формат развлечений, окончательно породнивший большой экран с дисплеем, а зрителя - с игроком. Вы, сгорбившийся над клавиатурой, и Вы, вцепившийся в джойстик, еще никогда не были так равны в правах с потребителями попкорна. Пожалуй, Вы даже равнее. Потому что там, где зритель попкорно уставился в экран, Вы действуете. Убиваете как герой, думаете, как герой, поступаете так, как поступил бы герой, дышите одним воздухом с героем. Он крадется во мраке - Вы крадетесь. Он дерется на арене Центуриона - Вы деретесь. Он сеет свинец - Вы сеете. Он шагает в чреве гигантского робота - Вы шагаете. Он умирает - здесь становится страшно... "Хроники Риддика" недаром названы "Хрониками". Новая эра компьютерных развлечений еще не наступила. Но она уже заходит на посадку. Слышите рокот турбин?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Дата публикации:
Автор публикации: