Обычно я стараюсь не покупать отечественных «бюджетных» (т.е. продуктов класса «value soft») игрушек. Все эти петьки-штирлицы, как правило, страшны, убоги и примитивны до безобразия. Если уж так нужно убить пару лишних часов — отчего бы не достать с полки старый добрый Quake?Но есть на свете такая вещь, как брэнд, и есть такая вещь, как маркетинг. В совокупности же они являют собой отличную машину для откачивания денег из карманов доверчивых потребителей.
Даже самые стойкие и циничные (не будем показывать пальцем в зеркало) периодически попадаются в маркетинговые ловушки. С большим сожалением я вынужден признать, что зацепленная моими длинными руками игрушка по имени «Бумер: Сорванные Башни» оказалась именно такой ловушкой для простаков.
Фильм особенного впечатления на меня не произвел: единственное (и весьма сомнительное) его достоинство заключалось в том, что отечественные работнички ножа и топора были показаны вполне себе аутентично. Но уж этого-то добра я в лихие 90-е достаточно насмотрелся в реальности, и если американские бандюки бывают забавны своей непохожестью, то лицезрение на большом экране родных русских отморозков никаких теплых чувств не вызывает и вызвать не может по определению. Да и снимать кино в Голливуде все-таки умеют, в отличие от.
А вот игрушка по мотивам «лучшего российского блокбастера» могла стать интересным проектом. Партия отморозков, из личного имущества владеющих только стволами и верной железной лошадью, трасса, и любая из четырех сторон света на выбор. Простор для фантазии гейм-дизайнера полный: есть машина, а значит, есть и гонки с погонями; есть оружие, а значит, можно делать и ганфайтинг, прорываться через посты и засады, отбиваться от врагов и грабить мирных проезжих; есть даже кое-какая экономика — машину ведь нужно заправлять, да и желудки пассажиров — тоже.
Плюс к этому обещались вкусные бонусы: озвучка от Гоблина, саундтрек от «Ленинграда» и ролики из фильма, превращенные «Божьей искрой» в (я цитирую) «убойную комедию». Ну и как после всего этого можно было игрушку не купить?
На заставке лица главгероев выглядят сурово и мужественно. Но видели бы вы плоские угловатые хари внутри игрушки
В общем, у меня для вас есть две новости, одна плохая и одна хорошая. Хорошая новость такая: в проекте участвовали два по-настоящему талантливых человека. Это Гоблин, делавший озвучку показываемых между миссиями роликов, и продюсер, который придумал всю эту акцию по честному отъему денег у населения. Ну а плохая новость состоит в том, что руки всех прочих участников проекта — дизайнеров, художников, программистов — растут непосредственно из ануса, да и нет уверенности в том, что конечности, выделывающие ТАКОЕ, стоило бы называть руками.
Игра описывается двумя словами: полный отстой. Можно и одним: угребище.
На этом рассказ о «Бумере» можно было бы и закончить. Но, поскольку мне очень не хочется, чтобы кто-то покупал эту чудовищную халтуру, я таки проведу полноценное вскрытие. У игровых рецензентов принято говорить о сюжете, графике, физике (речь о «ездовом» шутере), звуке и геймплее. Не будем отступать от канонов, аккуратно разложим смердящие внутренности издохшего на операционном столе игропродукта и внимательно их рассмотрим.
Сюжета в игре нет. Вообще никакого. Мы-то, в своей наивности, ожидали чего-то похожего на GTA (ну или там на первую «Карму»), а вот господа разработчики рассудили, что сюжет для шутера является откровенно лишней деталью. И даже не стали напрягать голову на предмет написания хотя бы страничного интро: кино все смотрели? Все смотрели. Значит, сами все знаете. Вот тебе кусок мыла, слегка похожий на BMW, вот тебе четыре реальных пацана — и давай, ехай отсюда. Быстро ехай. К игре забыли приложить даже такую мелочь, как цель игры. Ехать-то я ехаю, но вот куда и зачем — бог весть. То ли мне нужно добраться до грузинской границы, то ли просто намотать на спидометр энное количество километров, то ли завалить всю нечисть на просторах Среднерусской возвышенности.. «Не приставайте к ней с вопросами». ©
Далее, графика. Как бы это сказать помягче.. Слова «бедная» и «топорная» подойдут, я думаю. Эффектов нет никаких, стрельба из АКМ визуально напоминает процесс зажигания бенгальских огней, годиков эдак пять-шесть пролежавших в кладовке под грудой старых носков. Говорить тут просто не о чем. Они даже логотипа к игре не сумели нарисовать, роль лого выполняет обычная буква «Б». Дико концептуально.
Но вот зато физика.. Ух, какая там физическая модель. Вам такого и в страшном сне не увидеть. Управление автомобайлом (называть предоставленный в качестве транспортного средства обмылок «машиной» язык отказывается) сделано через самый распоследний анус. На дороге бумер ведет себя, как вдребезину пьяный крупный рогатый скот, выпущенный на хоккейную площадку. Нежное касание руля — и ваш автомобайл улетает к чертовой матери в кювет. Кривое управление немного лечится ручной правкой конфигов, но помогает это слабо, и добрую половину времени вы лихо колесите по лесам и полянам.
Неустойчивость бумера с лихвой компенсируется его силовыми качествами, по своей проходимости и ударопрочности он может померяться с тяжелым танком «Абрамс». Лобовое столкновение с трактором «Беларусь» на скорости в 120 км/ч дает поразительный эффект: трактор подскакивает на пару метров, переворачивается, и упархивает куда-то в светлую даль, а ваш бумер, как ни в чем не бывало, мчит себе дальше. Модель повреждений? Каких повреждений? Бумер знает только два состояния: «здоров» и «помер». Причем жизненная сила автомобайла рассчитывается по каким-то таинственным законам, можно легко пережить несколько лобовых ударов об столбы и тракторы, но закончить жизнь на следующем повороте, впилившись в автобусную остановку. В общем, роскошная физика, мечта ездюка.
Звук.. Звук в игре бывает трех видов: фоновая музыка, реплики персонажей и собственно звук. С первым все в порядке, Шнур чего-то там поет про «любил я женщин разных» и всякое такое. Хотя.. Попробуйте представить себе братка, который гонит на бимере под тихую лирическую «Зимы Не Будет» Лени Федорова. Откуда она вообще взялась в саундтреке? Видимо, после того, как ее украли создатели одного из «бандитских» сериалов, «Зимы Не Будет» считается непременным атрибутом «бандитского» всего-любого. Мои соболезнования Лене, хорошо еще, что до «Светланы» кривые руки сериалостроителей не добрались, а то прямая бы ему дорога на «Русское радио».
С репликами персонажей тоже все в порядке: говорить, правда, они умеют только про «а в репу?», но зато умеют идиотски хихикать с периодичностью где-то раз в минуту. Терпимо. Но вот звука в игре нет. Что мы ожидаем услышать, садясь за руль? Мы ожидаем симфонию дороги: рык мотора, хруст гравия под колесами, свист ветра, истошный визг тормозов.. Ничего этого нет. То есть вообще ничего. Что-то такое напоминающее двигатель иногда слышно, тыр-дыр-дыр, но это и все. Стрельбу иногда слышно, а иногда игровой звук сам по себе отключается и трассеры летают в гордом молчании. Игровую атмосферу точно так же позабыли положить в коробку, как и сюжет, графику и физическую модель.
И остается у нас последняя надежда: геймплей. Игре можно простить все, если играть в нее интересно. Как у нас с играбельностью? Так же, как и со всем прочим. Геймплей «Бумера» бывает двух видов. Вначале вашей задачей является руление. Бумер летит куда-то по трассе, ИИ в лице трех ваших подельников высовывается из окон и палит во всем встречным-поперечным автомобайлам (а сидящие в них люди, соответственно, палят по вам). Куда мы едем, кто эти дикие люди, и почему их столько на ночной трассе — см. описание сюжета.
Чтобы рулить нам было интереснее, нас стимулируют: во-первых, таймером (нужно прирулить куда-то за десять минут, а не то хана, причем «куда-то» не является каким-то конкретным объектом, это произвольная точка на карте), а во-вторых, невозможностью записать игру на дороге (лечится ручной правкой сэйва, но толку-то?).
Через какое-то время роли меняются: ИИ рулит, а вы, соответственно, палите во все-любое на дороге. Вот и весь геймплей. Полная и беспросветная ущербность гейм-дизайна, процесс не доставляет ни грамма удовольствия (не говоря уже об адреналине) и надоедает ровно на второй миссии. Во всяком случае, дальше пятой я уйти не смог: издевательство над собой должно иметь какие-то пределы.
Единственная хорошая вещь в игре — действительно забавно переозвученные отрывки из оригинального «Бумера». «Ты смотри, даже номер оторвался! Это ты, наверное, на пень наскочил..» Наскочить на пень — уже практически классика. Но чтобы увидеть очередной ролик, нужно вытерпеть добрых полчаса бессмысленной и бестолковой езды, так что творчество Гоблина и Лютого ушлый гейм-дизайнер использовал в качестве подвешенной перед ослиным носом морковки. Нравится ли игроку чувствовать себя ослом? Такие вопросы люди из «Gaijin Entertainment», очевидно, считают риторическими.
Что же мы имеем в сухом остатке? Сюжет — ноль, графика — три с минусом, физика — единица, звук — единица, играбельность — ноль. Даже пресловутые ролики (а они поставляются в AVI-формате) ни один из моих плейеров (при богатейшем наборе установленных кодеков) почему-то играть не хочет, не иначе, как девелоперы что-то там специально испортили.
Резюме: покупая «Бумер: Сорванные башни» вы отдаете шесть долларов за звуковую дорожку в формате Ogg Vorbis. Причем в нее, помимо Шнура и Федорова, входят какие-то попсово-ублюдочные «Диоды», «Света Kaliбаба» и прочий хлам, абсолютно непригодный для человеческого слуха. Оно вам надо?
ЗЫ
Знаете, что самое противное в этой истории? Товарный знак «под редакцией ст. о/у Гоблина» более не является знаком качества и может быть присобачен на любое фуфло. Был брэнд, да весь вышел.. ;-(