Hate!
I sing my words, I've thought that dealing,
With your life's dead bodies everywhere.
Korn, dead bodies everywhere.
DOOM III безо всяких сомнений можно назвать, пожалуй, самой долгожданной игрой последних лет. DOOM III мы ждали вот уже не менее пяти лет – именно пять лет назад поползли первые слухи о готовящейся игре. Позже, в момент появления NVIDIA GeForce 3 и вместе с ним первых программируемых шейдеров, сердца геймеров, истинных фанатов жанра 3D - Action, замирали в томительном ожидании, ожидании некого чуда, которое должно было явится им в виде DOOM III. Но прошли годы, а чудо так и не появлялось, вплоть до первых слухов о GeForce FX . И тогда геймеры снова оживились – «да, наверняка, DOOM III будет скоро, совсем-совсем скоро». Но, увы, надеждам не суждено было сбыться и на этот раз - ожидание растянулось еще на годик, - до появления слухов о скором выходе в свет NV40 и R420.
«Да, именно с этими революционными чипами к нам явится DOOM III» - тихо молились геймеры. И их мольбы не остались неуслышанными. 3 августа сего года, DOOM III наконец, появился на прилавках американских магазинов, чуть позже, 6-го августа – в Европе и еще с недельным опозданием – 11 августа – в России.
Но давайте немного абстрагируемся от субъективных криков радости и посмотрим на новоявленный шедевр глазами обозревателя, на сколько это будет возможно, лаконичного, но в то же время, не лишенного определенной иронии. Как Вы уже наверное поняли, весь наш сегодняшний материал будет всецело посвящен игре, которую многочисленные фанаты окрестили не иначе как «игра всех времен и народов» - DOOM III!
А начиналось всё как и положено – мирно…
Когда я впервые сел играть в DOOM III, меня терзали смешанные чувства. Вот по экрану медленно ползет полосочка прогресса загрузки, и я жду. Жду чего-то особенного, я знаю, что буквально через несколько секунд я увижу то, что мы ждали с таким нетерпением все последние годы. И вот, наконец, полосочка дошла до конца… я в игре!
Сначала всё идет хорошо и мирно – мы находимся на Марсе в недрах новой исследовательской станции United Aerospace Corporation. Окружающие приветливо, но немного однообразно повторяют – «добро пожаловать на Марс», мы проходим дальше, берем свой смартфон и снаряжение. Но вот здесь возникает чувство, будто бы всё это уже где-то было... Дежа-вю? Нет, действительно, как же это напоминает старый добрый Half - Life – только в совершенно новом исполнении. И ассоциация с Half-Life не была одиночной – дальше в процессе игры она только усилилась – всё начинается совершенно мирно, а затем всё вдруг переворачивается вверх дном – крушение, монстры, всё резко меняется, и бывшая еще пять минут назад совершенно мирной обстановка резко сменяется напряженной обстановкой всеобщего хаоса и неожиданностей.
Еще недавно полные людьми и хорошо освещенные помещения комплекса UAC превращаются в руины, наполненные зловещим полумраком и смесью адских звуков со всех сторон. Перемена оказалась настолько резкой, что несколько секунд я сижу как вкопанный перед монитором и не знаю, куда дальше идти и что меня там ждет. Атмосфера игры действительно заставляет поверить в происходящее, особенно если мы играем за достаточно мощной машинкой с хорошим звуком и перед большим монитором с хорошей цветопередачей. Но давайте не будем отвлекаться на железо, о котором мы и так ведем речь на страницах нашего сайта каждый день, и позволим себе хотя бы сейчас, пользуясь столь подходящим моментом, излить все многочисленные чувства, ощущения и впечатления, созданные игрой :)
Итак, постояв с десяток секунд, в боязненной нерешительности проходим чуть дальше. В руке один лишь не внушающий особого доверия пистолетик, и пораженный мозг не покидает лишь одна надежда – найти, наконец, нормальное оружие, чтобы хоть как-то отбиваться от всех тварей, коих наверняка предстоит встретить в процессе дальнейшей игры немало. И как раз в этот момент, как будто бы читая мои мысли, из-за угла резко вылетает нечто непонятное, и это нечто уж явно приближается ко мне далеко не с мирными намерениями...
Эта игра умеет делать западло!
Давно уже мне не было так страшно сидеть перед монитором. Еще ни одна игра не заставляла испытывать реальный страх и содрогаться от неожиданно выскакивающего с ужасными звуками монстра. Возможно, виной тому послужила вторая бессонная ночь, возможно изначально пессимистичное настроение – трудно сказать. Но факт продолжает оставаться таковым – DOOM III захватывает.
Но что же происходит? Люди, которые лишь считанные минуты назад совершенно спокойно ни о чём не подозревая ходили по станции, резко мутировали и превратились в отвратных кровожадных тварей, единственное желание которых – отхватить кусочек твоего мяса. Сначала они были мирными людьми, но теперь ими управляет лишь одно желание – убивать... Чем-то даже напомнило знаменитый фильм «Resident evil» с той лишь, пожалуй, разницей, что действие происходит лет на 150 позже.
Но что самое важное, на протяжении всей игры, действие проходит в зловещем полумраке, а иногда и вообще, практически в полной темноте. Сочетание полутьмы, тумана и отдельных источников освещения делает атмосферу крайне эффектной и реалистичной. В игре вообще практически отсутствуют светлые пространства, ну а как же иначе? Как же без этого бесчисленные монстры будут укрываться в своих темных уголках, чтобы затем выскочить и напасть на Вас в самый неожиданный момент?
Но, казалось бы, и это не беда, ибо у нас всегда с собой есть фонарик, который своим слабым светом даст нам хотя бы небольшое представление о том, куда мы идем и где мы находимся. И всё было бы вообще замечательно, если бы не один момент – нельзя использовать фонарик одновременно с оружием. Первая мысль на сей счет, выглядела примерно как: «ха, подумаешь, какая мелочь, как будто я ружье не успею выхватить?» - и именно в этот момент из темного угла выскочило нечто большое, злобное, и с устрашающими звуками ринулось на меня. Неужто движок игры сумел и на этот раз прочитать мои мысли?
Очень понравилась цитата нашего коллеги с российского Tom’s Hardware Guide, Станислава Васильева: «Пусть это сленг, но ID Software умеет делать "западло". Каждые две минуты. За каждым поворотом. И в отличие от других игр, это не бесит до Abort Game, а заставляет крепче схватиться за курок мыши. Вы внутри по самые гланды.» - выразить сумбурный вихрь всех мыслей о DOOM III четче и короче, пожалуй, просто невозможно.
Не грызите моё мясо!
Арсенал, знакомый нам еще с первого дума остался практически неизменным. Но изменилась физика, изменился внешний вид, изменились патроны. И исчезли многие «халявные» фишки былых времен, к примеру, необходимость перезарядки, как это и положено, застает нас в самый неподходящий момент, а именно, во время смертельной схватки с парочкой уродов, так и норовящих оторвать кусочек живой плоти... Но не на того напали – последний патрон с щелчком вошел в обойму дробовика и вот уже от монстра эффектно полетели брызги неживой, но от того не менее красной и реалистичной крови.
Что же касается самого оружия, то в нашем распоряжении имеется традиционный джентльменский набор DOOM III – пистолетик, который пригоден разве что для устрашения зомбиков, дробовик, от которого так эффектно разлетаются на мясо монстры, легкий автомат, быстро сжирающий кучу патронов, и в то же время, далеко не самый эффективный, машинган, неплохо подходящий для мяса в большой толпе, ручные гранаты, еще лучше подходящие для той же самой цели, ракетница, от которой монстры зажимаются в ужасе по углам, конечно же плазмаган, и наконец, ужас всего живого и мертвого – BFG 9000. Ну и разумеется, гордость дума - бензопила, с визжащим скрежетом дробящая всё подряд :)
Есть и еще одна, несомненно, приятная для монстров и мазохистов особенность – теперь уродливые твари нападают целыми толпами, а при этом получили редкую изворотливость и скорость. Удары не просто отбавляют жизни, а заставляют персонажа содрогаться, на время теряя контроль и давая возможность другим тварям оторвать еще по кусочку живой плоти.
О, как же они прекрасны
Как хорошо прорисованы и детализованы, как красиво они отрывают куски вашего мяса... Эти твари заставляют содрогаться даже опытного, ничему не удивляющегося геймера, не говоря уже об игроках помоложе. А как эффектно они выскакивают из темных уголков, из вентиляционных тоннелей, из трещин в стенах... И какие нечеловеческие звуки издают... сказка! :)
Однако монстры бывают разные – черные, серые, красные...
Самые примитивные и отсталые из всех монстров в игре – это зомби. В прошлой жизни они были обычными мирными людьми, учеными, сотрудниками лабораторий UAC . Как правило, ничем не вооружены и тупо двигаются на Вас размахивая руками. Умирают от одного хорошего выстрела из дробовика в голову, и даже не обязательно в голову – так как зомбики не имеют брони, продырявить их элементарно. Интеллект зомби, надо сказать, в своем развитии тоже "далеко ушел" – они просто тупо двигаются по направлению к «жертве», издавая при этом нечленораздельные звуки. Встречаются индивидуумы, вооруженные газовым ключом, а порой даже и пистолетом.
Следующий тип монстров – мутировавшие охранники. С этими дела обстоят чуть получше – они вооружены легким оружием типа дробовика или автомата и обладают некоторыми задатками интеллекта. Атакуют, как правило, сидя за ящиками или другими укрытиями, при этом бронированы, и убить их уже не так легко как обычных зомби. Могут иметь рацию и атаковать небольшими отрядами, согласуя действия.
Там же встречаются и демоны, возникающие из ниоткуда и метающие огненные шары. С этими дела обстоят еще хуже – удары файрболов весьма чувствительны, а сами демоны довольно таки живучи.
Еще на начальных уровнях встречаются небольшие паучки с головой мутанта, ничем не вооруженные, однако нападающие толпами. Отбиться от стай таких тварей местами бывает весьма проблематично, ибо нападать они предпочитают с разных сторон, и пока Вы разбираетесь с пауками, напавшими спереди, другие уже спешат на помощь своим братьям с незащищенного тыла. Хотя урон паучки наносят не такой уж существенный, в силу немалого количества своей братии, замочить игрока они могут совершенно спокойно и без лишних на то усилий.
Из рядовых монстров еще встречается Pinky – здоровая тварь, атакующая длинными прыжками и на некоторое время заставляющая игрока потерять координацию. На деле не представляет существенной опасности, хотя выглядит весьма внушительно.
Не обошлось в третьем думе и без летающих огненных голов – зрелище, позволим сказать, далеко не для слабонервных. Но встреть этих, безусловно, достойных представителей братии монстров мы можем лишь ближе к середине игры.
А уж боссы... Ужасающие своим видом, они наносят весьма ощутимый урон, и чем дальше Вы продвигаетесь, тем злобнее и сильнее они становятся. Множество незабываемых минут общения с «сильными мира сего» Вам обеспечены :)
Однако есть и еще один, несомненно, приятный для многих момент – хотя монстры и достаточно сильны, не стоит слишком сильно беспокоиться, что Вас убьют на первом же повороте – броня существенно помогает сохранить жизнь, а аптечки и боеприпасы в этой игре валяются буквально на каждом шагу – стоит лишь чуть внимательнее их поискать.
Это вам не травку топтать
Графика в DOOM III – нечто особенное и ни с чем не сравнимое. Все существующие игры моментально отходят на второй план по сравнению с мрачными лабиринтами, вечной полутьмой, бледным туманом и красной кровью DOOM III.
Здесь нет ни слишком красивых, для того, чтобы быть реальными деревьев, ни зеленой травки, ни шейдерной водички, по которой нетрудно определить, какая версия пиксельных шейдеров для ее создания была задействована. Всё это слишком красиво, чтобы быть реальностью, и этого в DOOM III просто нет. Зато все детали мрачных помещений, ужасающих уродов, и оставшихся в живых несчастных сотрудников UAC отрисованы до совершенства.
|
|
Здесь мы никогда не увидим такой халтуры, как, например в FarCry, где высокодетализованная трава и деревья мирно соседствуют с автомобилем, на который с горем пополам натянута низкокачественная текстура, изобилующая мазней и прочими «эффектами» билинейной фильтрации. За всё время игры ни разу не смогли мы усомниться в качестве детализации. И мало кто смог бы.
Но за всё хорошее, как известно, приходится платить – не без этого и в нашем случае. Хотите наслаждаться длинными ночами захватывающей игры в DOOM III? Готовьтесь выбросить тот хлам на Вашем столе, который всего лишь какой-то год назад мог по праву называться гордым словом Hi-End!
Тот же самый Radeon 9700, еще недавно считавшийся предметом гордости своих владельцев уже не сможет нам обеспечить приемлемый фреймрейт на высокой детализации даже при относительно невысоких разрешениях типа 1280 x 1024. Не говоря уже про платформу – запасайте как минимум гигабайтом оперативки, если Вы этого еще не сделали. Двухгигигегерцовые процессоры на помойку или под разгон – только на трех гигагерцах Вы сможете ощутить нормальную скорость. «Но это же немыслимо, жестоко и бесчеловечно!» - скажет кто-то. Да, уважаемые, именно так. Но такова реальность.
Не хлопаем ушами!
Конечно же, мы не можем обойтись без того, чтобы не посвятить пару слов звуку в игре. Звуковые эффекты в DOOM III –тоже нечто особенное и неповторимое. Сразу чувствуется, что над звуком команда ID Software работала очень долго и тщательно, ведь во многом именно благодаря звуку в игре и создается та самая неповторимая атмосфера ужаса, преследующая игрока во время всего процесса игры.
Если у Вас на столе стоят обычные китайские колоночки, мы можем дать только один совет – выкинуть их куда подальше и обзавестись хорошими наушниками, или же, как минимум шестиканальной акустической системой. Ну и, конечно же, хорошей звуковой карточкой с чистым и не испорченным наводками шипением качеством аудио и хорошим позиционированием объемного звука. С качественным звуком и большим CRT -монитором игра в DOOM III становится по настоящему захватывающей.
Чего стоят одни только крики ужаса и всеобщая атмосфера хаоса в начале игры, звуки скребущихся монстров, преследующие игрока на протяжении всего игрового процесса. Особенно щекочут нервы постоянные звуки близости монстров, хотя самих монстров и не видно – они создают не просто напряженность, а постоянное ожидание нападения с неизвестной стороны... И это действительно захватывает! Нечто подобное, хотя всё же ни в какое сравнение с DOOM III не идущее, можно было наблюдать в другом творении ActiVision - Return to castle Wolfenstein, во время прохождения подземных лабиринтов. Не такая уж и старая RTCW, пожалуй, была единственная игра, которая могла хотя бы немного захватить игрока, сейчас кажется совершенно смешной по сравнению с настоящей атмосферой ужаса DOOM III .
Делаем выводы
Сказать, что игра удалась – всё равно, что ничего сказать. ID Software наконец выпустила свой шедевр, но всё-таки, мы ждали большего. И трудно сказать, чего именно не хватает в том DOOM III , который предстал перед нами, и чего же мы ждали, но ощущение того, что должно было быть нечто большее, не покидает нас и сейчас.
Безусловно, DOOM III сочетает в себе отлично проработанную графику, звук и отличный геймплей вкупе с немыслимыми системными требованиями, однако некоторые моменты в игре, всё же, оставляют желать лучшего. К примеру, постоянная темнота порой начинает напрягать – ходить на протяжении всей игры с фонариком, согласитесь, не самая приятная альтернатива, а ходить вслепую и в конечном итоге быть убитым неизвестно откуда выскочившей тварью – альтернатива не лучше.
Однако, несмотря на некоторые недостатки, без которых не обходится ни одна игра, DOOM III можно назвать, пожалуй, лучшей игрой всех последних лет. И как бы мы ни восхищались тем же самым FarCry , темные мрачные уровни с испачканными кровью стенами и потолками впечатляют куда больше, чем красивые острова с зеленой шейдерной травкой и колышущимися на ветру веточками деревьев.
DOOM III захватывает, заставляет верить в происходящее, заставляет переживать и вливаться в игру так, как будто бы происходящее было реальностью. Ни это ли верный признак шедевра?